В ПОМОЩЬ ЗВОНАРЯМ
Методический материал для учебных целей
Составитель статьи: Крючков А. Е., звонарь храма Николая Чудотворца на Болвановке в Москве,
музыкант, артист Большого театра России
Колокола, без определённого богословско-литургического и научно-культурологического наполнения являют собой лишь звучащие бронзовые изваяния эстетико-прикладного характера – музейный экспонат. Ради их "оживления" необходим весь комплекс историковедческих, богослужебных, научно-теоретических и технических знаний, как комплекс и как основа существования и применения колоколов в литургической жизни церкви со своей историей, преемственностью, звучанием и развитием. Ведь колокол - довольно сложное культурологическое явление, существующее в двух мирах - видимом и невидимом. Этот высший, сакральный, незримый смысл обретается комплексом мер, сравнимых с возрастанием человека от пелен до вразумительного действа. Сложный и долгий процесс производства только начинает это путь, ибо колокола надо доставить до храма. Осознать их присутствие всем приходом, почувствовав их духовную символику. Поднять, грамотно развесить, при всём дополнительном комплексе работ, потом правильно соединить в единый соборный организм со сложной системой связей, потом, набравшись духа, приступить к осмыслению звука и техники его извлечения, потом понять весь сакральный смысл соединения со службой в храме и проникнуться этим священным духом. И лишь тогда колокола обретают тот священнодейственный символ, вершина которого лежит за гранью нашего чувственного восприятия - в невидимом. А люди, участвуя в звонах или слыша их со стороны, невольно, интуитивно, верою соотносясь с этим высшим смыслом, пытаются обрести себе земную радость и душевный лад уже здесь, на земле, в видимом, материальном предвосхищении Неба. Для звонаря, как для исполнителя и как для христианина необходимо присутствовать не только в конкретной звучащей точке на местности, находясь на колокольне, а попытаться продолжить всю эту цепочку соотносящихся смыслов из прошлого в настоящее. А из настоящего - к обретению знаний и ощущений, чтобы почувствовать всю полноту литургического действия и своё участие в нём частью Божественного Гласа, созывающего званных на «Вечерню Велию», образом которого и являются колокола.
ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.
Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав молитв, разделов Священного писания, песнопений и священнодействий для выяснения какой-нибудь определённой духовной идеи или мысли. Найти руководящую мысль или идею каждой службы и установить связь с нею всех составных частей – есть одна из задач изучения православных церковных богослужений. Каждый день является днём недели, и в то же время днём года, поэтому на каждый день приходится три рода воспоминаний: 1) воспоминания «дневные» или часовые, соединённые с известным часом дня; 2) воспоминания «недельные» или седмичные, соединённые с отдельными днями недели; 3) воспоминания «годовые» или числовые, соединённые с определёнными числами года.
Благодаря такому троякому роду священных воспоминаний, приходящихся на каждый день, все церковные богослужения делятся на три круга: СУТОЧНЫЙ, НЕДЕЛЬНЫЙ, и ГОДОВОЙ. Основным же «кругом» является суточный, повседневный, а два других – дополнительными.
СУТОЧНЫМ КРУГОМ БОГОСЛУЖЕНИЙ называются те богослужения, которые совершаются Святой Православной Церковью на протяжении суток. Названия повседневных служб указывает на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них.
Например: ВЕЧЕРНЯ указывает на вечерний час. ПОВЕЧЕРИЕ – на час, следующий за «вечерею» (то есть за вечернею трапезою). ПОЛУНОЩНИЦА – на полночь. УТРЕНЯ – на утренний час. ОБЕДНЯ – на обеденный, то есть полуденный. ПЕРВЫЙ ЧАС – по-нашему значит 7-й час утра. ТРЕТИЙ ЧАС – наш 9-й час утра. ШЕСТОЙ ЧАС – наш 12-й час. ДЕВЯТЫЙ ЧАС – наш третий час после полудня.
Традиция несоответствия в счёте (разница около 6 часов) объясняется тем, что счёт принят восточный, а на Востоке заход и восход солнца, по сравнению с нашими странами, разнится на 6 часов. Значит, 1-й час Востока соответствует нашему 7-му часу. И так далее.
ВЕЧЕРНЯ. Совершается в конце дня, вечером, потому предстоит первою среди повседневных служб. По представлению церкви день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер и сумерки. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день.
ПОВЕЧЕРИЕ. Эта служба состоит из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов, и чтобы Он дал нам, на сон грядущим, покой тела и души и сохранил нас от козней дьявола во время сна. Сон так же напоминает о смерти. Поэтому в православном богослужении на повечерии напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, то есть о Воскресении.
ПОЛУНОЩНИЦА. Эта служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. «Полунощный» час памятен ещё и потому, что «к полунощному часу» в притче о десяти девах Господь приурочил Своё Второе пришествие. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда.
УТРЕНЯ. Эта служба совершается утром, перед восходом солнца. Утренний час, приносящий с собою свет, бодрость и жизнь, всегда возбуждает благодарственное чувство к Богу, дающему жизнь. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. В православном богослужении за Утреней прославляется пришествие в Мир Спасителя, принесшего с Собой новую жизнь.
ПЕРВЫЙ ЧАС, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На первом часу вспоминается суд над Иисусом Христом у первосвященников, состоявшийся около этого времени.
ТРЕТИЙ ЧАС соответствует нашему девятому часу утра. На нём вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, совершившееся приблизительно в это время.
ШЕСТОЙ ЧАС соответствует нашему двенадцатому часу дня. На нём вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа, случившееся с 12-го по 2-й час дня.
ДЕВЯТЫЙ ЧАС соответствует нашему третьему часу после полудня. На нём вспоминается крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа, произошедшая около 3-х часов после полудня.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ или Обедня есть самое главное богослужение. На нём вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится всегда утром, перед обедом.
Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: ВЕЧЕРНЕЕ, УТРЕННЕЕ и ДНЕВНОЕ.
ВЕЧЕР | УТРО | ДЕНЬ |
1. Девятый час (3 ч. дня). 2. Вечерня. 3. Повечерие. |
1. Полунощница (12 ч. ночи) 2. Утреня. 3.Первый час (7 ч. утра) |
1. Третий час (9 ч. утра). 2. Шестой час (12 ч. дня). 3. Литургия. |
Каждая из вышеуказанных ежедневных служб должна была бы отправляться отдельно, как это и делается во многих православных монастырях, но из-за условий мирской жизни в настоящее время совершение всех богослужений, за редким исключением, переносится на вечерние и утренние часы. Каждая из суточных служб имеет свой порядок соединения с седмичными и годичными службами, в зависимости от вспоминаемых, событий. Следуя обычаю Ветхозаветной церкви, церковь Новозаветная начинает круг суточных церковных служб с вечера.
Чтение дома дневных часов (днём), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по восстании ото сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко – в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила: на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются не чем иным, как сокращёнными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.
ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ. В настоящее время в Православной церкви богослужебный Устав знает два вида повечерия – великое и малое. Великое повечерие совершается в наши дни только во время Великого поста, а также в составе Всенощного бдения праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.
МАЛОЕ ПОВЕЧЕРИЕ. Его Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения Великого повечерия и Светлой седмицы. Он представляет собой сокращение Великого. По сути – это третья часть Великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом (в начале) и Символ веры (после вседневного славословия). В современной русской церкви, ввиду повсеместной практики непосредственного служения утрени сразу после вечерни, малое повечерие вышло из богослужебного обихода как в приходах, так и в большинстве монастырей.
ПОЛУНОЩНИЦА – одно из ежедневных богослужений. В первые века христианства совершалась ночью, так как в ночное время было тогда наиболее безопасным для богослужений. Позже она была включена в состав утрени. Она не совершается, если служится Всенощное бдение, а также в некоторых других случаях по Уставу.
В современной приходской жизни церкви суточный круг ещё более уплотнился и сократился. Накануне воскресных дней и праздников совершается:
Вечерняя служба - ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ, в которой совмещаются: Вечерня, Утреня и Первый час.
Утренняя служба – ЛИТУРГИЯ. А перед ней совершаются: 3-й час, 6-й час.
НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.
Св. Церковь постепенно придала молитвенное воспоминание не только каждому часу дня, но и каждому дню недели. Так, с самого начала существования Церкви Христовой, «первый день недели» был посвящён воспоминанию о Воскресении Иисуса Христа, и сделался торжественным и радостным днём – праздником.
В понедельник (первый день после воскресения) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека и ближайшее Божие окружение.
Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель, как великий пророк и праведник.
В среду вспоминается предательство Господа иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются св. Апостолы и св. Николай Чудотворец.
В пятницу вспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
В субботу отдаётся память Ветхозаветной субботе покоя и ожидания Спасителя. Прославляются Божия Матерь, которая ублажается ежедневно, и праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведники и все святые, достигшие упокоения в Господе. Так же поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
По мере распространения Христовой веры увеличивалось число Святых: мучеников, угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений – икон.
Св. Церковь включила эти появляющиеся духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив их чтение и пение ко дням памяти обозначаемых в них святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений. Он развёртывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых святых.
Проявление Милости Божией к известному народу, местности или городу, например, избавление от наводнения, землетрясения, от нападения врагов и.т.д. давали неизгладимый повод молитвенно ознаменовать эти происшествия.
Таким образом, каждый день в году посвящается памяти тех или иных святых, важным событиям, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.
Из всех праздников в году самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения – ПАСХА. Это есть праздников праздник и торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 4-го апреля и не позже 8-го мая, в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
В году присутствует 12 Великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери. Эти праздники называют – двунадесятыми.
Есть праздники в честь великих святых и в честь бесплотных Сил Небесных – Ангелов.
Все праздники в году по своему содержанию делятся на: Господские, Богородичные и праздники святых.
По времени празднования праздники делятся на: неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца и на подвижные, которые хотя и бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии со временем празднования Пасхи.
По торжественности церковной службы праздники делятся на: великие, средние и малые. Великие праздники всегда имеют в своём составе Всенощное бдение. Средние праздники – не всегда.
Богослужебный церковный год начинается 1-го сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
Благодаря знанию о трояком роде священных воспоминаний, приходящихся на каждый день, молящийся может объяснить себе и следующее наблюдение:
1. Если в течение нескольких недель, не менее двух, посещать каждую церковную службу и внимательно следить за содержанием молитв, то можно подметить, что некоторые, например «Отче наш» или молитва ко Пресвятой Богородице и ектинии – читаются за каждой службой. Другие же молитвы, и их большинство, слышатся только за одной службой, а за другой их не произносят.
Следовательно, одни молитвы употребляются непременно за каждой службой и не изменяются, а другие изменяются и чередуются между собой.
Изменение и чередование церковных молитв происходит в таком порядке: некоторые молитвы, исполненные за одной службой, не исполняются за другой. Например: молитва «Господи воззвах…» исполняется только на Вечерне. Молитвы «Единородный сыне…» или «Видехом свет истинный…» поются только на Литургии. Затем этих молитв не повторяют до следующего дня, где мы слышим их за той же службой, за которой слышали вчера. Следовательно, эти молитвы, хотя и повторяются каждый день, но всегда приурочены к определённой службе.
2. Есть молитвы, которые повторяются каждую неделю в определённый день. Например: «Воскресение Христово видевше…» мы слышим только под воскресение на Всенощной. Молитву «Небесных воинств Архистратизи…» - только по понедельникам. Следовательно: «очередь» этих молитв наступает через недельный срок.
3. Наконец, есть ещё третий ряд молитв, которые исполняются только в известные числа года. Например: «Рождество Твоё, Христе Боже наш…» слышится 7-го января, а «Рождество Твоё, Богородице Дево…» - 21-го сентября.
Если сравнить троякого рода изменения и чередования между собой церковных молитв, то окажется: каждый день повторяются молитвы, относящиеся к священным воспоминаниям ежедневным и «часовым». Через неделю – к «седмичным». Через год – «годовым».
Так как все наши молитвы чередуются между собой и повторяются (кружатся), одни – с быстротою дня. Другие – седмицы. Третьи – года. Поэтому таким молитвам присвоено в церковных книгах наименование богослужения «круга повседневного», «круга седмичного», «круга годового». Каждый день в церкви слышатся молитвы всех трёх «кругов», а не одного какого-нибудь. Однако основным «кругом» является «круг повседневный», а два других – дополнительными.
СОСТАВ ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ.
Чередующиеся и меняющиеся между собой молитвословия кругов повседневного, седмичного и годового носят название «изменяющихся» молитвословий. Встречающиеся молитвословия ЗА КАЖДОЙ службой называются «неизменяющимися». Каждая церковная служба состоит из соединения изменяющихся и неизменяющихся молитв.
НЕИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ МОЛИТВЫ, которые читаются и поются за каждой службой: 1 – начинательные молитвы, которыми начинаются все службы и которые, поэтому, в богослужебной практике называются «Обычным началом». 2 – Ектении. 3 – Возгласы. 4 – Отпусты и отпуски.
ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ МОЛИТВЫ. Как уже говорилось, в Церкви читаются и поются избранные места из Священного Писания и молитвы, написанные благочестивыми христианскими писателями. И те и другие вводятся в состав церковных служб, чтобы изобразить и прославить священное событие трёх кругов богослужения: дневного, недельного и годового. Чтения и пения из священных книг носят название по той книге, из которой они заимствованы. Например: псалмы из книги Псалтирь. Пророчества – из книг пророков. Евангелие – из Евангелия. Изменяющиеся молитвы находятся в церковно-богослужебных книгах и носят различные названия.
Главнейшие из них следующие:
1) Тропарь – песнь, кратко изображающая жизнь Святого или историю праздника.
2) Кондак («контос» - краткий. греч.) – краткая песнь, изображающая какую-нибудь отдельную черту празднуемого события или Святого.
3) Величание – песнь, содержащая прославление Святого или праздника. Величание поётся во время Всенощного бдения перед праздничною иконой, сперва священнослужителями среди храма, а потом неоднократно повторяется певчими.
4) Стихира (многостишие. греч.) – песнопение, состоящие из многих стихов, написанных одним размером стихосложения, имеющих большей частью перед собой стихи Священного Писания.
5) Догматик – особая стихира, в которой содержится учение (догмат) о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери.
6) Акафист – «Неседален». Молебное, особенно хвалебное пение в честь Господа, Божией Матери или Святого.
7) Антифоны – попеременное пение, противогласие. Молитвы, которые положено петь попеременно на двух клиросах.
8) Прокимен – «наперед лежащих». Стих, который предшествует чтению Апостола, Евангелия и паремий.
9) Причастен – стих, который поётся во время причащения священнослужителей.
10) Канон – это ряд священных песнопений в честь Святого или праздника, которые читаются или поются на Всенощном бдении в то время, когда молящиеся целуют (прикладываются) Св. Евангелие или икону праздника.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ.
Необходимые для богослужения книги разделяются на:
1 – Священно-богослужебные: Производится чтение из Св. Писания – Евангелие, Апостол, книги Пророков, Псалтирь.
2 – Церковно-богослужебные: В них находятся изменяющиеся молитвословия дневного, седмичного и годового кругов. Из них:
А) – «Часослов». В ней находятся молитвословия дневного круга. Порядок и текст – полунощницы, утрени, вечерни и др.
Б) 1 - «Октоих» или Осьмогласник. В нём находятся молитвословия седмичного круга содержания. Он разделён на 8 частей, соответственно восьми церковным напевам, и употребляется во все сроки, кроме Великого поста, заканчивая праздником Троицы. Молитвы и песнопения располагаются по дням.
Б) 2 – «Триодь». Бывает двух видов: «Постная» и «Цветная». Употребляется в течение Великого поста и до праздника Троицы включительно.
В) – «Минеи» или Месячник. В нём содержатся молитвословия годичного круга. Они разделены на 12 частей по числу месяцев. Все находящиеся в Минее молитвы и песнопения в честь Святых располагаются по числам.
Деление Суточного Времени
ЧАСТЬ 2. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ЗВОНЫ
ДЕЛЕНИЕ КОЛОКОЛОВ ПО ГРУППАМ
Русская традиция богослужебных звонов подразумевает внутреннее деление общего количества колоколов по группам:
1. – Благовестники – самые большие и низко звучащие колокола. Их бывает от 1 до 4-5.
2. – Подзвонные колокола – средние. Они составляют разнообразие звона, выражая его основные попевки и ритмы. Подзвонных может быть от 2-3 до почти двух десятков.
3. – Зазвонные колокола – самые маленькие. Они окрашивают звон особой тонкой ритмической и интонационной своеобразностью.
ВИДЫ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ЗВОНОВ
1. БЛАГОВЕСТ – звон, возвещающий о начале богослужения. Он представляет собой равномерные, не быстрые удары в большой, или в один из больших колоколов. Благовест не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней. Он – уже есть служба. Если благовестников несколько, то звон совершается по чину праздника в соответствующий колокол: в Великие праздники – в большой или праздничный. В воскресные дни – в воскресный (полиелейный). В будни – в будничный. Во время поста – в постный. В соответствии со статусом, уменьшается и размер колокола.
2. ТРЕЗВОН. Несколько или все одновременно звонящие колокола, с соответствующей данному звону ритмикой, динамикой и темпом. Звон может совершаться в один приём, в два или в три, в зависимости от богослужебного суточного круга, в котором содержится ТРИ основных службы: ВЕЧЕРНЯ, УТРЕНЯ и ЛИТУРГИЯ.
Перед Вечерней совершается трезвон в один приём. Перед Утреней, поскольку это вторая служба, трезвон в два приёма. Перед Литургией – в три приёма.
3. ПЕРЕЗВОН. Поочерёдные последовательные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого колокола к самому малому. В богослужебной практике он совершается чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа:
1) - На праздник Крещения (Богоявления) этот звон совершается при чине водоосвящения, он символизирует собою сошествие Благодати Божьей на освящаемую воду.
2) - При выносе Плащаницы в чинопоследовании Великой Пятницы Великого поста, он знаменует собой истощение сил распинаемого на кресте Спасителя.
3) – На Утрени Великой Субботы при погребении плащаницы совершается перезвон.
Три раза в году, на праздники, связанные с Крестом Господним:
4) – в Великий пост, в неделю Крестопоклонную.
5) – на праздник Воздвижение Креста Господня.
6) - в день Происхождения Честных Древ – вынос Креста на середину храма также сопровождается перезвоном.
7) – При выносе плащаницы на Всенощном бдении праздника Успения Пресвятой Богородицы (накануне вечером).
8) – На праздник Успения Богородицы. На вечерней службе в день праздника, при погребении плащаницы Богородицы совершается перзвон.
4. ПЕРЕБОР. Звон по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Перебор – это погребальный звон. Он имеет некоторые разновидности:
1) - при погребении священства, перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз. Перебор символизирует человеческую жизнь в её развитии и взрослении, поэтому удары следуют от малого к большому колоколу.
2) - При погребении мирян, вначале совершается перебор от малого к большому колоколу. В конце каждого «круга» перебора ударяют одновременно во все колокола, символизируя этим прерывание земной жизни человека.
ВОСКРЕСНЫЕ КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ.
Так как суточный круг богослужений или, иначе говоря, церковный день начинается с вечерни, то и звоны, соответственно, начинаются накануне празднуемого дня. Звоны в воскресные дни являются самыми распространёнными и частыми в повседневной практике, в отличие от будничных. Они являются образцом и для многих праздников, поэтому их структура является необходимым образцом для основных литургических знаний звонаря. Звоны к воскресной всенощной. Перед воскресным днем, в субботу вечером, звонарь, получив благословение у предстоятеля, совершает благовест и трезвон перед началом Всенощного бдения. Совершается благовест в воскресный колокол. Вначале производят два удара в колокол до полного затухания звука после каждого удара, затем начинают равномерные удары. В конце благовеста трезвон в один прием.
Следующий звон на всенощной именуется двузвоном. Это трезвон в два приема, иначе говоря, два трезвона через небольшой промежуток времени, и означает начало Утрени. Звон в это время символически отмечает начало Утрени, как начало нового времени в жизни человечества - утро жизни вечной. При совершении двузвона необходимо помнить, что в храме во время чтения шестопсалмия должна быть благоговейная тишина, поэтому звон нужно закончить до начала чтения псалмов, а точнее до возгласа священника в начале Утрени.
Звон к Евангелию это трезвон в один прием, совершаемый во время пения степенных антифонов, в момент выноса из алтаря Евангелия. Звон происходит во время особой вставной в проведение Утрени полиелейной службы, которая начинается пением – «Хвалите имя Господне…» и должен быть прекращён до чтения Евангелия. Поскольку Евангелие символизирует самого Господа, то и трезвон в этом месте - приветствие сошедшему к нам в виде учения Сына Божия.
Звон на "Честнейшую" именуется так потому, что совершается на 9-й песни канона, перед началом которой дьякон восклицает: «Богородицу и Матерь Света в песне возвеличим!». Затем уже поется песнопение "Величит душа моя Господа", в припеве которого поют: "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...". Это 9 ударов в большой колокол. Цифра 9 не случайна, она обозначает 9 ангельских чинов, с которыми сравнивается в этом песнопении Матерь Божия.
В конце воскресной Всенощной звонов не положено. Во всяком случае, указаний в "Типиконе" на этот счет нет, однако во многих храмах настоятели благословляют звонарей совершать трезвон.
К воскресной Литургии благовестят точно так же, как и перед Всенощной, с тем отличием, что трезвон в конце благовеста совершают в три приёма. Если есть ранняя Литургия, то к ней благовест совершают в средний колокол, реже и тише. В конце же благовеста трезвона нет.
Звон на Евхаристический канон (после Символа Веры) содержит 12 ударов в праздничный колокол, т.е. по числу Апостолов, присутствующих на Тайной Вечери Господней. Он производится после произнесения священником евхаристических молитв, и помогает верующим обратить свои сердца к Богу. «Горе имеем сердца!» - возглашает священник. «Имамы ко Господу» - отвечает хор и предстоящие. «Благодарим Господа!» - возглашает священник. С этого момента начинаются удары в большой колокол, со слов хора: «Достойно и праведно есть». Здесь желательно равномерно распределить удары во время пения и закончить звон к концу прочтения евхаристических молитв, к возгласу: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…».
По окончании Воскресной Литургии производится завершающий трезвон.
ЗВОНЫ БОЛЬШИХ (ДВУНАДЕСЯТЫХ И ВЕЛИКИХ) ПРАЗДНИКОВ
Праздники христианские – это определённые дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это зафиксировано в названиях праздников, датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена, главным образом, в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и девы Марии – реальной участницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительно важное место в календаре посвящённым Им событиям.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – НЕПОДВИЖНОГО - (минейского) и ПОДВИЖНОГО - (триодного или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца. Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жёстко соотнесены с ПАСХОЙ, являющейся точкой отсчёта для всего подвижного годового цикла. Дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней: от 4 апреля – до 8 мая.
Все праздники имеют определённый статус или классификацию:
ПАСХА – как «праздников праздник», имеет наивысший статус и пребывает вне данной классификации. Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «Двунадесятыми».
Двунадесятые неподвижные праздники
1. Рождество Пресвятой Богородицы -- 21 сентября.
2. Воздвижение Креста Господня -- 27 сентября
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы -- 4 декабря.
4. Рождество Христово -- 7 января.
5. Богоявление, или Крещение Господне -- 19 января.
6. Сретение Господне -- 15 февраля.
7. Благовещение Пресвятой Богородицы -- 7 апреля.
8. Преображение Господне -- 19 августа.
9. Успение Пресвятой Богородицы -- 28 августа.
Двунадесятые переходящие праздники
1. Вход Господень в Иерусалим -- за неделю до ПАСХИ.
2. Вознесение Господне -- на 40-й день после ПАСХИ.
3. День Святой Троицы. Пятидесятница -- на 50 день после ПАСХИ.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом языке «великими».
Великие недвунадесятые праздники:
1. По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа -- 14 января.
2. Рождество Иоанна Предтечи -- 7 июля.
3. Святых первоверховных апостолов Петра и Павла -- 12 июля.
4. Усекновение главы Иоанна Предтечи -- 11 сентября.
5. Покров Пресвятой Богородицы -- 14 октября.
Есть праздники, которые формально по статусу не являются великими, но празднуются очень торжественно: дни памяти Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Николая Чудотворца. Это особо, всенародно почитаемые святые. В эти дни совершаются богослужения по чину Великих праздников. Звоны в эти дни совершаются также с участием всех колоколов.
Кроме того у всех храмов существуют свои знаменательные даты, в дни которых совершаются службы по чину Великих праздников: дни престольных праздников, почитаемых образов, памятных событий, дни посещения прихода правящим архиереем.
В дни Великих праздников богослужения в основном похожи на воскресную службу, и рассматривать звоны в этом случае нужно с точки зрения характера: продолжительности и торжественности трезвона и участия самого большого колокола.
Звоны в конце Всенощного бдения и после Литургии в праздники предписаны и необходимы.
ЗВОНЫ НА ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Звоны на праздники Рождества Христова и Богоявления (Крещения) часто представляют собой значительные сложности в понимании, особенно для начинающих звонарей. Поэтому необходимо, прежде всего, знать структуру праздников, порядок проведения служб, и их изменений, в связи с переносом Царских часов, в зависимости от дней недели.
1 вариант. В предшествие праздника (сочельник), утром 6-го января, приходящееся на будничный день, в храме совершаются Царские часы, Изобразительны, Великая вечерня, на которой служится Литургия Василия Великого.
Царские часы. Трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе - царскими. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу. Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу - ради Страстей Господних. Царские часы читаются подряд – с первого по девятый. На каждом часе, помимо псалмов, читается паремия - отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.
Изобразительны. Их совершение приходится на те дни, когда литургии нет (как в некоторые будние дни Великого поста и др.) или когда она служится после вечерни, т. е. в дни особого поста. Название Изобразительные дано потому, что эта служба является некоторым изображением, т.е. подобием Литургии.
К Царским часам совершается 1) – благовест. После часов производится 2) - трезвон перед Великой Вечерней и Литургией. Литургия Василия Великого отличается тем, что промежутки между 3) - 12-ю ударами длиннее почти в два раза во время Евхаристического канона. После окончания Литургии полагается 4) - трезвон.
Под сам праздник, вечером 6-го января служится особое Всенощное бдение. Перед его началом - 1) - благовест и трезвон. Бдение состоит из Великого повечерия (так как Вечерня отслужена утром), с праздничной Литиёй и Утрени с Полиелеем. На Полиелее – 2) - трезвон к Евангелию. 3) - Трезвон на окончание Всенощной и к Литургии. Праздничная Литургия начинается в полночь на 7-е января. Часы перед ней не читаются. На ней служится Литургия Иоанна Златоуста с меньшими интервалами между 4) - 12-ю ударами на Евхаристическом каноне. После Литургии, ночью – 5) - трезвон.
2 вариант. В предшествие праздника, когда 6 и 7 января выпадают на выходные дни, Царские часы переносятся на утро пятницы. Это происходит потому, что они связаны со строгим постом, а суббота и воскресенье постными по своей сути в богослужебном смысле не являются. При этом Литургия в пятницу не совершается. Перед Царскими часами – 1) - благовест. После Царских часов служатся Изобразительные. Перед Изобразительными - 2) - трезвон. Далее служатся Изобразительные. По их окончанию трезвона нет.
В Сочельник, 6-го января утром служится Литургия Иоанна Златоуста. Перед Литургией 1) - благовест и трезвон. На Евхаристический канон (короткий вар.) 2) - 12 ударов в большой колокол. После Литургии 3) - трезвон на окончание и перед Великой вечерней (не длинный). После Вечерни 4) - трезвон на окончание.
Под сам праздник, вечером 6 января служится Всенощное бдение (может быть в 17 или в 22 часа). К его началу производится 1) - благовест и трезвон. На Утрени, на Полиелейной службе, к чтению Евангелия производится 2) - трезвон. После окончания Всенощного бдения и перед Литургией Василия Великого производится 3) - трезвон.
7-го января, уже в 00 часов начинается праздничная Литургия Василия Великого. Перед ней часы не читаются. Евхаристический канон долгий 4) - 12 ударов. После окончания праздничной Литургии – праздничный 5) - трезвон «во вся».
ЗВОНЫ НА ПРАЗДНИК БОГОЯВЛЕНИЯ (КРЕЩЕНИЯ)
Порядок служб на праздник Богоявления являет собой похожий состав звонов, что и на празднике Рождества Христова, ибо варианты с переносом Царских часов тоже имеют место в зависимости от дней недели. В преддверии праздника, в Крещенский сочельник совершается великое освящение воды, поэтому в состав звонов включается перезвон.
1 вариант. В предшествие праздника (сочельник), утром 18-го января, приходящееся на будничный день, в храме совершаются Царские часы, Великая вечерня, и Литургия Василия Великого.
К Царским часам совершается 1) - благовест. После Царских часов - 2) - трезвон перед Великой Вечерней и Литургией. Литургия Василия Великого отличается тем, что промежутки между 3) - 12-ю ударами длиннее почти в два раза во время Евхаристического канона. После окончания Литургии, по прочтении Заамвонной молитвы, во время шествия клира во главе со священником к месту освящения воды, совершается 4) – перезвон. Продолжительность перезвона – до времени погружения священником креста в освящаемую воду. А во время погружения совершается 5) – короткий трезвон. В самом конце службы, когда верующие начинают разбирать святую воду, совершается заключительный 6) - праздничный трезвон «во вся».
Под сам праздник (вечером 18-го января) служится Всенощное бдение. Перед его началом - 1)-благовест и трезвон. Бдение состоит из Великого повечерия (так как вечерня отслужена утром) и Утрени с Полиелеем. На Полиелее – 2)-трезвон к Евангелию. В конце - 3) - Трезвон на окончание Всенощной.
В день праздника 19 января утром совершается Литургия Иоанна Златоуста. Звоны на ней происходят в обычном порядке: на часах 1) – благовест и трезвон к началу Литургии. Далее 2) – 12 ударов на Евхаристический канон (интервалы короче).
В конце Литургии, после прочтения священником Заамвонной молитвы происходит освящение воды. Состав звонов здесь повторяет порядок при первом освящении: 3) – перезвон до погружения креста, и 4) – трезвон во время погружения.
2 вариант. В предшествие праздника, когда 17 и 18 января выпадают на выходные дни, Царские часы переносятся на утро предыдущего дня. Это происходит потому, что они связаны со строгим постом, а суббота и воскресенье постными по своей сути в богослужебном смысле не являются. При этом Литургия при переносе не совершается. Перед Царскими часами – 1)-благовест. По их окончанию – 2) - трезвон. Далее служатся Изобразительные. По их окончанию трезвона нет.
В Сочельник, 18 января утром служится Литургия Иоанна Златоуста и Великая Вечерня. Перед началом Литургии, на часах совершается 1) – благовест и трезвон. Во время Евхаристического канона 2) - 12 ударов в большой колокол (короткие интервалы). После окончания Литургии и перед Великой Вечерней 3) – трезвон. В данном варианте с переносом Царских часов меняется порядок служения чина освящения воды. Он происходит на Великой Вечерни, после просительной Ектении, в том месте, где в иные праздничные дни служится Лития. В этом месте службы, во время шествия клира, во главе со священником к месту освящения воды, совершается 4) – перезвон до момента погружения в воду креста. С момента погружения креста – 5) – короткий трезвон. В самом конце службы, когда верующие начинают разбирать святую воду, совершается заключительный 6) - праздничный трезвон «во вся».
18 января вечером служится Всенощное бдение. Порядок звонов на нём как установлено: 1) – благовест и трезвон к началу службы. 2) – трезвон на Полиелейной службе к чтению Евангелия. 3) – Праздничный трезвон на окончание службы.
19 января утром служится Литургия Василия Великого, на которой совершается Великое освящение воды. Порядок звонов: на часах 1) – благовест и трезвон к началу службы. 2) – 12 ударов в большой колокол во время Евхаристического канона (интервалы длиннее). В конце Литургии, после прочтения священником Заамвонной молитвы, начинается обряд освящения воды. С начала шествия клира и до погружения креста 3) – перезвон. Во время погружения креста – 4) – трезвон. В самом конце службы, когда верующие начинают разбирать святую воду, совершается заключительный 5) - праздничный трезвон «во вся».
ПОРЯДОК СЛУЖБ И ЗВОНОВ СРЕДНИХ ПРАЗДНИКОВ
В православной богослужебной системе к средним праздникам относятся службы бденные и полиелейные. Бденные службы в седмичные и субботние дни совершаются в те же службы суточного круга и по чину Великих праздников. Только по сравнению с Великими праздниками, на Утрене, перед каноном праздника поётся канон Божией Матери, и на Литии Великой Вечерни перед стихирами праздника поётся стихира храма.
Такими праздниками могут быть дни всенародно почитаемых святых, образов или событий. Престольные праздники храмов. При этом совершаются службы:
1. 9-час. (если читается) Великая Вечерня.
2. Малое повечерие (если служится).
3. Полунощница (если служится).
4. Полиелейная Утреня.
5. 1-й, 3-й,6-й часы.
6. Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста.
Звоны на Великой Вечерни и Утрени совершаются как при Всенощном Бдении. Звоны на Божественной Литургии согласно уставу. Однако в средние праздники не совершается звонов к Утрени и нет 9 ударов на «Честнейшую…» при восхвалении Богородицы. По окончании службы звона также не полагается. Таким образом, звоны происходят только в начале службы и к «Евангелию». Однако все эти правила – на усмотрение настоятеля.
ЗВОНЫ БУДНИЧНЫЕ
В настоящее время будничные звоны – явление не частое. Реальная необходимость использования колоколов в наше время не велика. Мы привыкли уже ориентироваться по часам. Расписание служб нам известно.
В будничные дни перед богослужениями благовестят в простодневный, малый колокол. Трезвон происходит тоже с ним, и совершать его надо аккуратно.
Одинаково трезвонить в будние дни и праздники нежелательно.
На службе без праздничного чина – только благовест в будничный колокол. На Литургии звон только в начале. На Евхаристический канон и в конце звона нет.
ЗВОНЫ В ПЕРИОД ВЕЛИКОГО ПОСТА
С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят изменения – меняется система счёта дней седмицы. Если в обычное время (в период пения Октоиха) первым днём седмицы считается воскресение, то в Великий пост это понедельник. Меняется порядок чтения кафизм. И в общем порядке чтения становится больше, а пения меньше. Характер этого пения тоже меняется и становится более сдержанным.
Появляются разновидности звонов, присущие только периоду Великого поста. Например, часовые: перед 3-м часом совершают три удара в постный колокол, перед 6-м часом – шесть ударов, перед 9-м – девять ударов, а перед Повечерием – 12 ударов.
Во многих храмах звоны в период Великого поста вообще отменяются.
К Вечерни, Утрени и Литургии Преждеосвященных даров – звон в двои (в два колокола часовой и меньший за ним по величине).
Литургия Преждеосвящённых даров. Во время нее не совершается само Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Причащаются Святыми Дарами, которые были освящены в предшествовавший ей воскресный день. А смысл этого богослужения прост: Церковь не может оставить верующих без самого важного — без той Пищи, вкушая которую человек, по слову Спасителя, имеет жизнь вечную. В течение всего Великого поста литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам. В четверг пятой седмицы. Первые три дня Страстной, а также 9 марта / 24 февраля (первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи) и 22 / 9 марта (40 мучеников Севастийских), если празднование приходится на период Святой Четыредесятницы Великого поста.
В подготовительные дни к Великому посту, в среду и пятницу на Сырной седмице, не совершается Литургии, а совершается чтение часов по Великопостному образцу. Однако по этому образцу («часить») ещё не нужно.
В Прощёное воскресение к Вечерне благовестят в большой колокол.
С понедельника и до четверга первой седмицы Великого поста на Великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. К повечерию совершают благовест в постный колокол.
В конце первой недели Великого поста празднуется Торжество Православия. После воскресной Литургии служат специальный молебен. Это особый чин, совершаемый епископом или настоятелем и духовенством в центре храма с вынесением икон Спасителя и Божией Матери, с пением Великого прокимна, с возглашением анафемы, с провозглашением вечной памяти и многолетия. Во время пения многолетия – трезвон.
В среду и пятницу во весь период Великого поста к Вечерне совершают звон в двои, поскольку в соединении с Вечерней служится Литургия Преждеосвященных даров. Звон в двои совершается перед началом Вечерни.
В субботние и воскресные дни пост на службу отменяется, так как в эти дни совершается Литургия. Воскресенье – это малая Пасха. Следовательно, характер воскресных звонов в Великий пост не меняется.
Что ещё важно знать звонарю, так это порядок совершения звонов на Евхаристическом каноне Литургии во время Великого поста. В субботу – Литургия Иоанна Златоуста. В воскресение – Литургия Василия Великого, на которой промежуток между 12 ударами канона - дольше.
Литургия Василия Великого за весь богослужебный год служится 10 раз:
- на Рождественской Литургии после Великой Вечерни 6-го января утром.
- на Крещение после Великой Вечерни 18 января утром
- 5 раз - 1, 2, 3, 4, 5 воскресенье Великого поста на воскресной Литургии.
- 2 раза на Страстной седмице в Великий Четверг и Великую Субботу.
- В день памяти Василия Великого – 14 января.
Первая седмица Великого поста - образец совершения звонов на весь период.
Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. На воскресном богослужении после Великого славословия в центр храма выносится Животворящий Крест Господень, который будет находиться там до пятницы четвертой седмицы Четыредесятницы. Звоны к началу и во время службы совершаются как обычно. А во время выноса креста, когда настоятель, взяв крест на главу, несёт его на середину храма, совершается перезвон, который продолжается до возложения креста на аналой посередине храма. С этого момента совершается трезвон.
Особенности пятой седмицы: В четверг празднуется память Марии Египетской. В среду вечером, к Утрени и Вечерни совершается трезвон, но без большого колокола. В четверг вечером, на Утрени читается весь Великий покаянный канон Андрея Критского в один приём. Ради этого в четверг утром совершается Литургия Преждеосвященных даров. К ней совершается благовест, но не в большой колокол, и трезвон.
Четыредесятница заканчивается к субботе 6-й седмицы двумя праздниками – Лазаревой субботой, за которой следует Великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим (вербное воскресение). В эти дни служится Литургия Иоанна Златоуста, а это значит, что поста на службу нет, и звоны совершаются не постные, а соответствующие уставу праздника – благовесты и трезвоны праздничные.
ЗВОНЫ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ. Понедельник, вторник, среда – звоны остаются теми же, как и в период четырёхдесятницы: совершается часовой звон, а перед Вечерней – звон «в двои» ради Литургии Преждеосвященных даров.
К Утрене Великого Четверга (в среду вечером) – благовест в полиелейный колокол. Часы, Вечерня и Литургия Василия Великого (четверг утром) совершаются вместе, поэтому производится звон только перед часами в виде благовеста в полиелейный колокол.
В четверг вечером в храмах служится Утреня Великой Пятницы с прочтением 12-ти Евангелий. Перед Утреней положен благовест. А во время чтения Евангелий – удар в большой колокол по числу читаемого Евангелия. В конце службы звонов по уставу не положено, однако во многих храмах совершают трезвон, ибо молящиеся разносят по домам Четверговый огонь.
В Великую Пятницу утром служат Царские часы. К ним – благовест.
В тот же день, на Вечерне Великой Пятницы (может быть в 14-00), на которой по традиции совершается вынос Плащаницы, благовестят редким ударением в большой.
В момент выноса Плащаницы из алтаря – перезвон по одному удару в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы посередине храма - трезвон.
В Великую Пятницу вечером (утреня Великой Субботы) благовестят в большой колокол. К концу службы, на Великом славословии совершается чин погребения, завершающийся шествием с Плащаницей вокруг храма. На крестном ходе – перезвон единожды ударяя от большого колокола к малому. Во время поставления Плащаницы посередине храма, совершается трезвон.
С этого момента, по установившейся традиции никаких звонов совершать не принято до Полунощницы Великой Субботы, то есть до благовеста к Пасхальной службе.
КРАТКИЙ ОБЗОР-СХЕМА ЗВОНОВ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ:
Понедельник, вторник, среда – звоны постные.
Четверг: к Утрене (в среду вечером) – благовест в полиелейный колокол.
К часам, Вечерне и Литургии (объединены. Четверг утром) Благовест в полиелейный колокол.
К Утрени Великой Пятницы (в четверг вечером) – благовест в праздничный колокол. Чтение 12-ти Евангелий. На каждом Евангелии – удар в большой колокол по числу прочитанного Евангелия. После службы – трезвон.
Великая Пятница: Утром – Царские часы. К ним – благовест.
Во время выноса Плащаницы (может быть в 14-00) - перезвон. По поставлении – трезвон.
К Утрене Великой Субботы (пятница вечер) – благовест. Во время шествия с Плащаницей вокруг храма – перезвон. По поставлении – трезвон.
Суббота – звонов нет до Полунощницы, которая является началом Пасхальной службы.
ЗВОНЫ ПАСХАЛЬНЫЕ
Полунощница в Великую Субботу – последняя служба Страстной седмицы. В современной практике она примыкает к Пасхальной утрене. В настоящее время перед полунощницей (примерно в 23-00) совершается благовест в праздничный колокол 5 мин.
После Полунощницы начинается непосредственно Пасхальная служба со Светлой Пасхальной Заутрени. Ровно в 00-00 часов священнослужители в алтаре поют стихиру Пасхи три раза «Воскресение твоё, Христе Спасе…». После этого начинается крестный ход, во время которого совершается трезвон во все колокола, но ещё не в полную силу. Звон необходимо начать, уже тогда, когда первый алтарник с фонарём проходит притвор храма к выходу. Звон продолжается до того момента, когда шествующие, обойдя храм вокруг, останавливаются у западных ворот для совершения Пасхального начала. Когда священство собралось при входе и все повернулись к народу, то звон прекращают.
После совершения Пасхального начала, в конце, после нескольких возгласов: «Христос Воскресе!» и ответов «Воистину Воскресе!», звон возобновляется с ликующей силой. Это самый активный момент звонов всего годового цикла, ибо звон утверждает Воскресение Христово. Звон нужно прекратить, когда священство будет входить в алтарь.
Следующий звон в Пасхальную ночь совершается перед Литургией. Перед ним служится Пасхальный канон. Хвалитные псалмы. Читается огласительное слово Иоанна Златоустого. Ектении и Пасхальный отпуст. Во время отпуста надо быстро подниматься на колокольню, потому что начинаются Пасхальные Часы, которые идут не более 5 минут. За это время надо совершить трезвон к Литургии.
На Литургии, во время чтения Евангелия на нескольких языках, полагается один удар в большой колокол после каждого Евангелия и краткий трезвон 2 мин. по прочтении всех. Но если праздник Пасхи совпадает с Благовещением, то чтений на языках нет.
На Евхаристический канон как обычно совершается 12 ударов в большой колокол.
После окончания Литургии – праздничный трезвон «во вся».
ЗВОНЫ СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ. Всю Светлую седмицу благовестят в праздничный колокол и трезвонят «во вся». Поскольку Часы в это время поются, а не читаются, то звонить надо перед Часами и несколько короче. Некоторые настоятели благословляют перед началом Литургии трезвонить вообще без благовеста.
Всю Светлую седмицу вокруг храма совершают крестные ходы, сопровождающиеся трезвоном. В такие моменты звонарю необходимы помощники, подающие сигналы о движении крестного хода. Остановку трезвона необходимо производить для чтения священством Евангелия, ектений и окропления святой водой. Крестный ход останавливается у всех четырёх сторон храма, однако, паузы между трезвонами не одинаковы: напротив алтаря совершают чтение и пауза дольше. Последняя остановка происходит у западной части храма. Здесь тоже чтение. Трезвон возобновляют с заходом в храм и до прохода в алтарь. Этот трезвон можно считать заключительным, если после Литургии не совершается праздничного молебна. Если молебен есть, то трезвонят и после его окончания.
ПАСХАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗВОНЫ. По установившейся традиции в Светлую седмицу всем желающим, по благословению настоятеля, разрешается посещать колокольни и звонить в колокола. Здесь главное не оставит колокола без присмотра. Гостей должен сопровождать звонарь, на которого ложится ответственность за сохранность колоколов и связей, а также за безопасность людей.
ЗВОНЫ АРХИЕРЕЙСКИЕ
При ожидании к службе правящего архиерея, благовест начинают заранее, по указанию настоятеля в праздничный колокол. Как правило, в этот день начинают звонить несколько раньше. Особенно важной в этом случае становится сигнальная система оповещения звонаря. Это может быть и внутренняя трансляция, лампочки или обычная рация. При приближении архиерея к воротам храма (за 100 или более метров), начинают трезвон. Если архиерея ждут ко Всенощной, то звон прекращают примерно через 20 минут, поскольку происходит проследование его в алтарь и облачение в мантию.
Если архиерея встречают к Литургии, то после проследования его в храм, как и положено, к Литургии, добавляют ещё две части трезвона. Звон 12-ти ударов на Евхаристии совершается через более длинные промежутки, поскольку при служении архиерейским чином все богослужебные действия совершаются более степенно. В остальных моментах звоны остаются прежними.
В тех случаях, когда к службе ожидают не одного, а нескольких архиереев, то по прибытии и прошествии в храм одного из них после встречного трезвона возобновляют благовест и дожидаются следующего архиерея, по прибытии которого всё возобновляется, как было описано выше. По окончании богослужения дожидаются выхода архиерея их храма. Его шествие в дом причта, в трапезную или отъезд с территории храма сопровождается трезвоном.
В случае, если архиерей уходит до окончания службы боковым или служебным выходом (не торжественно), то проводного трезвона не совершают.
Если архиерей находится «в своей» церкви или обители, то по окончании звонов службы, его пути следования по территории храма трезвоном не сопровождают.
ЗВОНЫ НА ЧАСТНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЯХ. Одним отличием частного богослужения от общественного является то, что оно не вписано в годичный, седмичный и суточные круги и совершается по мере необходимости.
Перед освящением храма служится водосвятный молебен, на котором совершаются звоны как в престольный праздник – перезвон перед началом молебна и трезвон во время погружения креста в воду. При освящении храма совершается трезвон во время шествия крестного хода с мощами. Перед шествием также совершается перезвон.
При погребении священников и монахов совершается 12 ударов в большой колокол, и перебор, во время вноса гроба с телом усопшего в храм. Так же и при выходе.
При венчании совершается трезвон в конце обряда, при пении венчаным многолетия, в момент выхода молодых из храма.
Попутные звоны совершаются во время крестного хода в тех храмах, мимо которых происходит шествие. Попутные звоны можно совершать при несении мощей и икон.
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ, КОНЦЕРТНЫЕ И МЕМОРИАЛЬНЫЕ ЗВОНЫ. Эти звоны происходят как обмен творческим опытом между звонарями, или как определённые тематические и свободные звоны в честь какого-либо праздника. Фестивальные звоны, как правило, бывают ежегодные, и собирают звонарей с разных приходов и городов. Одновременно это и концертная программа, На таких звонах, как правило, собирается большое количество любителей колоколов. Звонят или на одной колокольне, или на нескольких.
В Ростове Великом и Суздале совершают концертные звоны на звонницах музеев-заповедников.
В дни народных гуляний, на Масленицу, на улицах часто звучат звоны небольших передвижных колоколен, несущие развлекательную и образовательную функции.
Мемориальные звоны совершаются в напоминание о важных исторических событиях. В последние годы во многих городах России совершается трезвон в полдень 9-го мая в память о победе в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
С 2007 года началось проведение мемориальных звонов храмов на территории музея-заповедника «Куликово поле».
Консультации по
подбору колоколов:
8 800 550-60-29
Московская обл., г. Жуковский,
ул. Наркомвод, стр. 23