Статьи


СОВРЕМЕННЫЕ ТРАДИЦИИ КОЛОКОЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.

Некоторые принципы составления колокольных текстов.

Автор статьи: Крючков А. Е., звонарь храма Николая Чудотворца на Болвановке в Москве.

В статье «Колокол – звучащий памятник эпохи» в разделе «Колокол – как памятник письменности» уже описывалась история возникновения и развитие колокольных надписей. От чисто сакральных богослужебных текстов ранних веков христианства, колокольная письменность стала активно развиваться с начала 16-го века, с усиления Московского княжества и восшествия на Великое княжения Ивана III. Основной импульс к этому был положен созданием великого княжеского колокола «Лебедь» в 1503 году. С этого периода развитие религиозной, государственной и личной тематики колокольных текстов в княжеском роде и его великосословном окружении начали приобретать характер летописных текстов в плане истории создания и дальнейших перспектив служения на богослужебном и государственном посту. Учитывая особенность развития русского колоколостроения по пути увеличения веса и размера главного благовестника при каждом новом монархе, можно выявить и некоторые особенности колокольных надписей, которые становились всё более пространны и подробны, походя на храмозданные надписи. Они приобрели со временем особую структуру построения, ибо, как правило, упоминали несколько важных для государства и того периода времени духовных принципов и исторических фактов, а именно:

1. Во Имя кого слит колокол – Божественные принципы.
2. Кем инициирована отливка колокола – Царские принципы.
3. Для чего произведена отливка – Богослужебные принципы.
4. При ком и ради чего отлит колокол – 1)-Исторические принципы. 2)-Духовные принципы.
5. Ответственность за производство – Личностные принципы.

Примером того может послужить историческая надпись на самом большом из 14 колоколов, отлитым в 1879 г. заводом П.Н Финляндского для Храма Христа Спасителя, и имеющего вес 1654 пуда:

«В ЛЕТО ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА 7385-Е, А ОТ ВОПЛОЩЕНИЯ БОГА СЛОВА 1877-Е, (божественные принципы)

ПОВЕЛЕНИЕМ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕГО САМОДЕРЖАВНЕЙШЕГО, ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА, ВСЕЯ РОССИИ, (царские принципы)

ВЫЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ ДЛЯ ХРАМА ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ, В ВОЗБЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ЯВЛЕННЫЯ СВЫШЕ БЛАГОСТЬ И МИЛОСТЬ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, (богослужебные принципы).

ПРИ НАШЕСТВИИ НА РОССИЮ ГАЛЛОВ И С НИМИ ДВАДЕСЯТИ ЯЗЫКОВ В 1812 ГОДУ И НА ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ В БОЗЕ ПОЧИВШИХ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШИХ ИМПЕРАТОРАХ АЛЕКСАНДРЕ I И НИКОЛАЕ I. ОТЛИТ СЕЙ КОЛОКОЛ В МОСКВЕ (исторические принципы).

ПО ПОДРЯДУ ПОТОМСТВЕННОГО ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА В.Н. КОРОТКОВА. ЛИЛ МАСТЕР КСЕНОФОНТ ВЕРЕВКИН. ВЕСУ В КОЛОКОЛЕ 1654 П. 20 Ф.; В ЯЗЫКЕ ВЕСУ 54 П. 28 Ф» (личностные принципы)

Руководствуясь подобными историческими примерами колокольных надписей и многовековыми традициями составления подобных текстов можно и сейчас, в современном процессе производства, в плодотворном духе былых времён составлять подобные памятные надписи со благочестивым желанием увековечить волю человеческую в гласе колокольном. Для этого в каждой из будущих надписей желательно использовать некоторые из вышеперечисленных принципов.

Следующий пример современного объёмного текста выдержан в исторической стилистике языка, дабы лексически не противоречить сакральным символам и древним традициям колокола как богослужебного инструмента:

«ВО СЛАВУ СВЯТОЙ ЖИВОТВОРЯЩЕЙ ТРОИЦЫ, ДА ВО УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРЫ, ДА К БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ ВО ИМЯ ЛЮБВИ, ДА БЛАГОЧЕСТИЯ РАДИ, ОНЫМ ГЛАСОМ ОКРЕСТНЫМ БЛАГОВЕСТВУЮЩИМ НА МНОГУЮ ПОЛЬЗУ (божественные принципы)

БЫЛ СЛИТ КОЛОКОЛ СЕЙ В ПРЕИМЕНИТОМ ЦАРСТВЕННОМ ГРАДЕ МОСКВЕ ЗАВОДОМ ЛИТЭКC (царственные принципы)
КО ХРАМУ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО НИКОЛАЯ АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦА,ЧТО НА/...месторасположение/ месяца…лета… от Р.Х./(богослужебные принципы)

В ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСТВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА И ПРИ НАСТОЯТЕЛЬСТВЕ ХРАМА СЕГО/…сан, имя/ (исторические принципы).

ТЩАНИЕМ И УСЕРДИЕМ РАБОВ БОЖИИХ… (личностные принципы).

В ВОЗБЛАГОДАРЕНИЕ ЗА МИЛОСТЬ К НАМ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, В НАДЕЖДЕ НА ПРОЩЕНИЕ И ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ И КО СПАСЕНИЮ ДУШ НАШИХ. (духовные принципы).

Данный пример не является подлинной колокольной надписью, а лишь показывает стилистику языка и возможное структурное образование колокольной надписи на вышеизложенных принципах.

Необходимо ещё заметить, что в традициях колокольного завода «ЛИТЭКС», в линейке колоколов именуемой «Московской», соблюдаются старинные виды оформления, бывшие традиционными у исторического предшественника – завода Финляндского. Его колокола украшались в барочном стиле и имели два уровня текстов – верхний, по краю плеча, и нижний – над ударным кольцом колокола.

Верхний ряд текстов, как правило, являл собою сборник цитат из «Псалтири» и различался по тематике молитвенного прошения и образа. Можно выделить четыре вида основных восклицаний и прошений:

УТВЕРЖДАЮЩИЕ

1. Во всю землю изыде вещание и в концы вселенныя глаголы их. Господипомошниче мой и избавителю мой.(надпись, которая была отлита на историческом колоколе П.И.Финляндского для Храма Христа Спасителя).
2. Вся земля да поклонится Тебе поет Тебе: да поет имени Твоему, Вышний. (надпись, которая была отлита на историческом колоколе П.И.Финляндского для Храма Христа Спасителя).
3. Разумейте языцы и покоряйтеся яко с нами Бог.(надпись, которая была отлита на историческом колоколе П.И.Финляндского для Храма Христа Спасителя).
4. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастися.
5. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся.
6. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
7. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.
8. Возрадуется язык мой правде твоей, Господи.(Устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою).
9. Слава в Вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение.
10. Благо есть возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь.
11. Милости Твоя, Господеви, во век воспою, и возвещу истину Твою Усты моими.

ПРИЗЫВАЮЩИЕ

1. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
2. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся ему с трепетом.
3. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в Вышних.
4. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тяпрепитает.
5. Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу.(надпись, которая была отлита на историческом колоколе П.И.Финляндского для Храма Христа Спасителя).
6. Хвалите Бога во Святых Его, хвалите Его по множеству величия Его.(надпись, которая была отлита на историческом колоколе П.И.Финляндского для Храма Христа Спасителя).
7. Благовестите день ото дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцах славу Его. (надпись, которая была отлита на историческом колоколе П.И.Финляндского для Храма Христа Спасителя).
8. Воскликните Богови вся земля, Работайте Господи в веселии, Внидите пред Ним в радость.(надпись, которая была отлита на историческом колоколе П.И.Финляндского для Храма Христа Спасителя).
9. Воспойте Господеви песнь нову, Хвалите Его в церкви преподобных.(надпись, которая была отлита на историческом колоколе П.И.Финляндского для Храма Христа Спасителя).
10. Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу, Спасителю нашему.
11. Хвалите Господа в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.

ПРОСЯЩИЕ

1. Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день и вонми гласу моления моего.
2. Боже, ущедрины и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны.
3. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию.
4. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якожеуповахом на Тя.
5. Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.
6. Из глубины воззвах к Тебе, Господи, услыши глас мой.
7. Боже, приклони ухо Твое мне и услыши гласы моя.
8. Господи, устне моя отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою.
9. Благослови,Господи, благовестника Славы и Милости Твоей ко всем языцам во здравии и спасении быти.

ПОКАЯ ННЫЕ

1. Изведи из темницы, Господеви, душу мою исповедатися имени Твоему.
2. Научи мя, Господи, оправданием Твоим.
3. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся.
4. Боже, очисти мягрешнаго, яко николижесотворих благое пред Тобою.
5. Прости, Господи, словом и делом согрешенныя нами и очисти ны.
6. Господи, николижесотворих доброе, но восстану исповедатися Тебе гласом моим.
7. Язык мой и уста мои ко стези покая ния направи, Господи.
8. Услыши, Господи , глас покая ннаго сердца.
9. Преклони ухо Твое, Господи, и услыши глас смиренного(моления моего.) сердца.
10. Благо есть исповедатисяГосподеви и пети имени Твоему, Вышний.
11. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, такоотцветет.(Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.)

Утверждающие...Призывающие...Просящие...Покаянные: "Источником подобных надписей может послужить также Псалом 118, семнадцатой кафисмы".

Основные колокольные надписи наносятся по нижнему краю колокола и имеют свои принципы построения, как было отмечено выше. Рассмотрим более подробно возможные варианты в структуре построения этих надписей.

Во Имя кого или ради чего отлит колокол – божественные принципы:

1 Во славу Святой Живоначальной Троицы вылит колокол сей…
2 Во славу Святые Живоначальные Троица слит бысть колокол сей (старинн.)…
3 Во служение Триипостасному Богу вылит колокол сей…
4 Божией милостью вылит сей колокол….
5 Божией милостью слит бысть колокол (кампан) сей...
6 На Божие служение приложен сей колокол….
7 На окрестное служение ко Благости Божией зримой же вся и не зримой слит
бысть колокол сей….
8 Благодатнаго Света Божия сияния на Святой Руси ради вылит колокол сей…
9 Во славу земли Российской от ближних пределов ко дальним морям слит
колокол сей…
10 В лето по воплощению Бога Слова(…) (месяца… лета… от Р.Х.) слит колокол сей…

Где и кем отлит колокол – царские принципы:

1 …. во граде Москве….
2 …. в стольном граде Москве….
3 …. в преименитом царственном граде Москве….(заводом…мастеровым
домом ( лета….месяца…от Р.Х.)


Для чего отлит колокол – богослужебные принципы:

1- для церкви…., ко храму…
2- во святые обители монастыря…., еже о Христе с братией…
3- к соборнейвелицей церкви…
4- к церкви великаго чудотворца российскаго…

А. ….Живоначальной Троицы что на….(местонахождение).
Б. ….Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии Святаго и Славнагоея
Рождества ;Честнагоея Успения….
В. ….иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца… Сергия игумена Радонежского чудотворца…
Г. ….иже во святых отца нашего и милостиваго заступника преподобного….

При ком отлит колокол – исторические принципы:

1) …при Святейшем патриархе московском и всея Руси…
2) …в первосвятительство Святейшаго патриарха московского и всея Руси…
А) …и при настоятеле церкви сей…
Б) … и при настоятельстве обители оной…

Ради чего отлит колокол – духовные принципы:

1\ …в надежде на спасение души…
2\ …во здравие и поможение…
3\ …за молитвы отца нашего и милостивого заступника преподобного…
4\ …по надежде на прощение и оставление грехов…
5\ …в возблагодарение за явленные свыше благодать и милость Господа Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа…
6\ …во Духа Святаго общение, в напутие живота вечнаго, во ответ благоприятен на Страшном Судищи Христовом.
7\ …по всем во Христе братстве нашем радеющим ко всякой душе скорбящей же и озлобленней быти милости и споможенияснискати чающей во Свете Истины.
8\ …дабы крепости веры и любови к ближнему гласом окрестным снискати.

Поминальные:

9\ …в молитвенную память вечную…
10\ …в поминовение души…
11\ …по душах(е) блаженныя(ая) памяти ради и во оставление грехов…
12\ …в молитвенную память вечную и поминовение души блаженная ради почившаго…
13\ …во спасение души блаженная в Бозепочившаго…

а\ …с надеждою и прошением будущих благ жизни вечныя в сёлах горнего Иерусалима.
б\ …с надеждою на прощение и оставление грехов и велию милость Божию воздающую по делам нашим в жизни будущаго века.
в\ …от любви своеядушевныя и от сердечнаго желания…
г\ …и к любящим благолепие на многая пользу.


Ответственность за производство – личностные принципы:

1* …тщанием (деланием)…попечением (заботой)…радение(рвением)…усердием (старанием)…благодеянием (деятельным желанием)…рачением(добросовестностью)
2* …иждивением и споможением (силами и за счёт …) коштом (средствами…)
3* …а подан бысть колокол сей (…волею, тщанием, попечением, радением, усердием, благодеянием, рачением…)
А* …народных даятелей (…таких-то).

Б* …доброхотных христолюбивых благотворителей (…таких-то).
В* …христолюбивых народных избранников (…таких-то).
Г* …содержателя тоя…(завода, фабрики, трапезы пищи земной, и.т.д. …такого-то)
Д* …главы (…) района…/ Е* …губернатора (…) края… области…и.т.д.

Месяца … лета … от Рождества Христова …

При составлении колокольных надписей следует учитывать – какие из вышеперечисленных принципов построения и вариантов написания наиболее предпочтительны как для заказчика, так и для каждого колокола в отдельности, чтобы выделить из них наиболее важные. Это главный принцип составления надписей, ибо уместить всё на небольшом колоколе невозможно, да и не нужно. Если вы заказываете набор колоколов, то можно расположить большую тематическую надпись на нескольких из них, или лучше посвятить каждый колокол отдельному событию в жизни вашей церкви краткими фразами.

В данной статье описываются некоторые особенности составления надписей, находившихся на старинных колоколах, которые дают сейчас нам возможность изучить принципы их составления. Также они позволяют изучить и традицию и как сакральное действо, и как более широкое понятие о русской культуре изготовления и посвящения колоколов земному и небесному. Однако в советское время понимание традиционности и сакральности колокольных надписей было утрачено. Сейчас, при возобновлении колокольного производства, они не всегда воспринимаются в духе православного благочестия, поэтому можно выделить отдельным подзаголовком следующую тему:

О чём должны молчать колокола, или: о чём нежелательно писать в посвятительной надписи.


Главное – на колоколе нельзя писать то, что не относится к его богослужебной сути и его сакральному действу:

Никакая личная и общественная собственность и её значимость не может воспеваться колоколом и отражаться в его посвящении.

Никакие события местной политической и общественной жизни также не могут быть предметом памятного события для церкови и для её колоколов, или на это должно быть особое благословение правящего архиерея или Патриарха. Исключение могут составлять глобальные события общероссийского характера, как, например, Отечественная война 1812 года, свидетельство чему посвятительная надпись Успенского колокола Московского Кремля.

Никакие человеческие земные должности, звания и заслуги не должны отражаться в посвятительной надписи колокола, кроме должностей священнических – настоятельских и вышестоящих архиереев и Патриарха. Наша история знала лишь одно великое исключение – упоминание русского монарха как помазанника Божьего и его династии.

Никакие картуши, портреты и барельефные изображения людей и животных, не относящихся к священной и сакральной истории церкви и Писанию, не могут быть отлиты на колоколах. Исключение, опять же, составляют глобальные события русской истории.

Никакие фамилии и отчества человеческие а, особенно – клички и прозвища не имеют духовных причин для увековечивания на звучащих изваяниях Гласа Божьего, тем более – «аршинными» буквами.

Для Господа только ИМЯ человеческое имеет духовную значимость. Только упоминание имени человека соответствует поминанию его души и молитве за неё. «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: …Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 17-20).

Всё остальное составляет суть земного тщеславия человеческого и его жестоковыйной гордости, что не только не приближает душу к Царствию Божьему, но напротив, отдаляет её излишним попечительством о земном благе или славе. По поводу подобной заботы о мнимой добродетели Христос говорил людям, указывая на фарисеев: «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят первые места на пиршествах, и первые места в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: „Учитель! Учитель!» (Мф. 23:5-6-7).

При составлении посвящений на теле колокола важно помнить, что колокола с самого начала их применения имели культовое назначение и использовались в храмовом служении. Все орнаменты на них были призваны не воспроизводить действительный мир, а воздействовать на него. Поэтому не только символические библейские персонажи, такие как львы, единороги, орлы и образы райского сада, не только колокольные тексты в славословиях и прошениях превозносящие и мирское, и божественное, но и сама стилистика шрифта, как особого сакрального знака ради Бога слитого, вместе со звуком колокола, призваны были возвещать о спасении и призывать милость Божию.

Важно помнить, что не слова, даже вылитые в бронзе колокола, определяют жизнь человеческую, а намерения, выраженные в этих словах, дела, в реализованных намерениях и жизнь, реализованная в делах.


← Назад к списку статей

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru